вторник, 2 июня 2015 г.

Пещеры. День 1

Из цикла "и я там был..." Дело было 23-24 мая.
Пещеры находятся в среднем течении реки Китой, в 7 км вверх по реке от села Раздолье. От села и начался наш путь по сопкам. На самом деле сейчас можно спокойно проехать на машине до места стоянки в долине между взгорьями, но мы этого не знали и пошли пешком.
В первом распадке спустились в пойму речки. Скала Бабье пузо, по утверждениям местного населения.

Моя конечно же задротствовала и снимала в основном цветы... (Бурачок обратнояйцевидный, примула, остролодочник и астрагал)

Тропа оказалась изрядно завалена, как специально, так и неаккуратной вырубкой леса, покрывавшего раньше сопки. К тому же, года два назад, здесь прошел не слабый пожар, поэтому во многих местах торчат неприглядные обугленные головешки. Зато как чудесно здесь цветет водосбор!
День был солнечным и жарким и в воздухе растекался смолистый запах сосен и опавшей хвои. С вершин сопок открывался прекрасный вид на долину Китоя и Саяны вдалеке.

Большая часть прострелов уже отцвела и стояла с пушистыми головками несозревших плодиков, но встречались и еще цветущие экземпляры прострела раскрытого. Здесь они представлены всеми возможными цветами от насыщенно фиолетового до желтого и белого с розоватым оттенком. Милые, нежные создания!
 В среднем течении Китой размыл себе огромную долину, ограниченную слева крутым обрывистым берегом.
 Крутизна склонов поражает. Снизу это кажется еще более масштабным, но вода в эти дни поднялась и нижнюю тропу залило. Пришлось идти исключительно верхами.

Из-за теплой весны все начало вегетировать раньше. Папоротник на южных склонах уже почти распустился. В лесу вовсю цветут купальницы и ветренницы (карандашики). Первый цветок розы, встреченный мной в этом году.
 На горе перед пещерой Козий двор.

А такой вид открывается, если отвернуть голову от китоя вглубь леса. Когда-то здесь был сосняк. Его благополучно вырубили и теперь здесь активно разрастаются порослевая осина (красноватые листья впереди)  и береза. Плюс частые пожары, изменяющие видовой состав и процентное соотношение растительности. Зрелище печальное и гнетущее. Смотреть на это не хочется, поэтому большую часть времени я смотрела на реку и под ноги на цветы.
А цветы там, надо сказать, все сплошь знакомые и нежно мной любимые. Кошачья лапка, жарки, княжик, герань сибирская и псевдосибирская, целые поля чины приземистой и какого-то из горошков.

Тем временем мы благополучно добрались до пещеры Козий двор. Вот такая панорама открывается сверху.
Википедия и иже с ней утверждают, что пещера названа так потому, что волки загоняли на эти скалы коз, а потом спускались вниз и обгладывали хладные трупики. Волки - они не дураки, они могут.

Также утверждают, что и ныне можно найти там черепа этих несчастных козочек, своей смертью сохранивших жизнь волкам. Честно говоря не искала, хотя, если бы узнала заранее, то обязательно пошерстила бы окрестные валуны.  Зато пособирала там семян фиалки одноцветковой, чему рада не меньше.
Спуск в пещеру.
   Сама пешера не глубокая, но широкая и большая. Говорят когда-то в далекие-далекие годы  пещера была глубже ина месте нынешнего спуска был огромный свод. Но вода сделала свое дело и в один прекрасный древний день каменная крыша рухнула, открыв этот зал для солнечного света.
С тех пор прошло немало лет.  На камнях древнего свода выросли сосны, смордина и еще куча всякой растительности. А потом пришли мы.
В пещере есть 2 неглубоких ответвления. В левом справа снизу есть узкий лаз, забитый льдом. Справа тоже есть немного льда. В целом, вутри прохладно, даже зябко. Но хорошо и интересно.

Еше имеется несколько трещин наверху. Вроде как туда можно залезть и там еще один лаз, но у нас не было веревки.

Очередной вид на пойму Китоя.
 На обратном пути до места стоянки я отстала от народа и вволю постояла на коленях перед прелесными тварениями прекрасной богини Флоры. О чудеснейшие из созданий, живущих на этой бренной земле, я преклоняюсь пред вашей красотой и совершенством! Я восхищена вашей жаждой жизни и упорством, с каким вы боритесь с суровостью местного климата. Я очарована продуманностью и обоснованностью вашего строения и организации. Я покорена совершенством и уникальностью процесса вашего размножения и особенностями развития, заставляющими сердце замирать от восторга, наблюдая за вами!!! Но, что-то я увлеклась...
 Голокучник, подозреваю, что самый наиобыкновеннейший из обыкновенных, т.к. у нас он самый распространенный.
 Пепельник цельнолистный
 Ветренничка отогнутая. Любовь моя нежная!
 Змееголовник Рюйша.
Вернувшись на базу, разбили лагерь неподалеку, чтоб не мешали приезжающие. Потом было приготовление шашлыков/салатов, ужин, плавно переходящий в посиделки до 2 ночи перед костром и ночевка в палатке. Ночью было зябко. Одуряюще горько пахло цветущей черемухой. В лесу и подножья сопок пересвистывались между собой бурозубки. Звездное небо холодно висело над нами.